Сила маргинала


В чем отличие шамана толтеков от алтайского шамана или скажем жреца Майа?

Как бы кощунственно это не звучало для историка или антрополога — отличий не так уж много. Ключевым расхождением можно считать разную атрибутику: бубен, жезл, головной убор, одежду. Не следует игнорировать и различную роль и функции в обществе. Иными словами — различия буквально внешние.

В чем же кроется сходство? Роль шамана, жреца, отшельника в обязательном порядке роль маргинальная. Шаманы, как правило, несмотря на их важнейшую роль в традиционных обществах считались не такими как рядовые соплеменники.

Они выпадали из структуры общества. Занимали особую, маргинальную позицию сторонних наблюдателей. Высших судей наделенных силой.

Как сторонним наблюдателям им позволялось то, что не позволялось другим: общаться с духами предков, посещать священные места без сопровождения, не учавстовать в групповой деятельности.

Только исключение из социальной системы делает возможным «не шаблонные» действия, типа заклинаний, приворотов, общения с духами и т.п. Для маргиналов нет сдерживающих и ограничивающих социальных стереотипов налагающих табу на некоторые виды деятельности.

Тенденция трепетного отношения к выпавшим из общественной поруки людям прослеживается у многих народов. В России, например, к блаженным традиционно положительное отношение. Не к нищим и попрошайкам, а к «тронутым» Господом. Имеющим умственный или телесный изъян — блаженным. Такие блаженные занимают маргинальное положение в нашем обществе.

Итак, отвечая на второй вопрос, что общего у шаманов, жрецов и пророков, можно сказать что все они — маргиналы — что и делает для них возможным экстраординарные действия (магию, ведовство, лекарство) недопустимые в рамках стереотипного социума.


Like it? Share with your friends!

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сила маргинала

log in

reset password

Back to
log in